«Трамвай в нашей памяти»

онлайн-выставка посвященная 90-летию со дня пуска первого трамвайного маршрута в Луганске




Один из первых трамваев Луганска

Современный трамвай в Луганске



К началу XX века Луганск стал совсем уж не провинциальным спокойным городом. Он увеличивался очень быстрыми темпами. Росла численность населения, строились новые заводы, открывались новые школы и гимназии – все это требовало решения транспортной проблемы. Извозчики едва успевали справляться с пассажирскими перевозками. Кроме того, они не были доступны бедному населению. В мире уже получил признание новый вид транспорта – электрический трамвай. Многие города Российской империи уже построили у себя эту замечательную техническую новинку.

Попытку построить в Луганске трамвай предпринимали еще в конце XIX века. На заседании Городской думы в 1899 рассматривался проект инженера Кульжинского о введении в эксплуатацию электрического трамвая в Луганске, но он был отвергнут. Тогда идея трамвая показалась фантастической и очень дорогой, люди перемещались подводами и пешком по брусчатке, досчатым настилам и вечной пыли.

На заседании Луганской думы этот вопрос поднимался еще несколько раз в 1904 г. и в 1911 г. Но сначала русско-японская война, а потом Первая мировая не дали реализовать эти проекты.

Отгремели две революции, закончилась гражданская война и началось героическое восстановление страны народом. На фоне трудовых подвигов первой пятилетки, «Луганстроя», строительства новых заводов и электростанций, луганчане вернулись к амбициозному проекту строительства своего городского трамвая. В 1932 году на заседании президиума Луганского городского Совета был рассмотрен проект строительства трамвая в городе Луганске.

Началось грандиозное строительство. Люди сталкивались с огромными трудностями: дождливая погода, грязь по колено, недостаток одежды, пищи. Но рабочие понимали, что строят прокладывают трамвайные пути не только для себя. Строили для будущих поколений



Выдержка из протокола № 23 заседания президиума Луганского городского Совета от 01.09.1932 «Проект будівництва трамваю у м. Луганському».
Р-693. Оп.1. Д. 208. Л.л. 309, 311, 312



Выдержка из протокола № 53/538 заседания Секретариата Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета от 08.10.1932 «Доповіді Криворізької та Луганської міських рад про реалізацію вирішень ІІІ сесії ВУЦВК про комунальне господарство».
Р-693. Оп.1. Д. 210, Л.л. 26, 30, 36



Выдержка из протокола № 1 заседания президиума Луганского городского Совета от 02.01.1933 «Проект трамваю в м. Луганському».
Р-693. Оп.1. Д. 256. Л.л. 1, 13, 19



Выдержка из протокола № 15 заседания президиума Луганского горсовета от 07.05.1933 «Титульний список на побудову трамваю в м. Луганскьому».
Р-693. Оп. 1. Д. 252. Л.л 22, 35, 38

Протокол № 22 Постановления президиума Донецкого областного исполкома от 01.08.1933 «О дополнительном распределении сумм 1.121.0 тыс. руб. на коммунальное строительство 1933 года».
Р-693. Оп. 1. Д. 223. Л. 221



Выдержка из протокола № 31 заседания президиума Донецкого областного исполкома от 25.10.1933 «Про план житлового і комунального будівництва на ІV квартал».
Р-693. Оп. 1. Д. 241. Л. л. 9, 11, 11 об., 16 об.



Выдержка из протокола № 40 заседания президиума Луганского городского совета от 21.11.1933 «Про будівництво трамваю».
Р-693. Оп. 1. Д.244. Л.л. 28, 44, 57



Постановление Президиума Донецкого областного исполкома от 25.11.1933 «О выделении дополнительных средств на коммунальное строительство гор. Луганска».
Р-693. Оп. 1. Д. 223. Л. 377



В первый день мая в далеком 1934 году в самом центре Луганска, тогда это была Красная площадь, произошло историческое событие – тысячи горожан собрались, чтобы увидеть собственными глазами пуск первого в областном центре трамвая.

Трамвайный маршрут был протяжённостью 7,2 км и соединял завод «ОР» с Лутовиновским поселком (ныне район 3-го километра). В июле 1934 года трамвай ежедневно перевозил 30 тысяч пассажиров. За проезд всей линии была установлена плата 30 копеек, а за проезд от конечных пунктов до центра города (Большой базар) – 15 копеек. Спустя некоторое время было принято решение ввести единый тариф оплаты за проезд – 15 копеек.

Жители города оценили преимущества, как тогда говорили, «пролетарского» транспорта – простого и доступного. Желающих ехать, как правило, было больше, чем могли вместить трамвайные вагоны. Некоторые пассажиры буквально висели на подножках, кое-кто умудрялся ехать даже на крышах, благо скорость трамвая была небольшой, а трудовой люд неприхотлив. «Лучше плохо ехать, чем хорошо идти», – эта нехитрая поговорка была тогда очень популярна.



Выдержка из материалов о ходе работ коммунального строительства по состоянию на 10.02.1934.
Р-693. Оп. 1. Д. 317. Л.л. 17, 18



Протокол совещания по коммунальному строительству при Луганском Горсовете от 13.02.1934 «О составлении проектно-сметных материалов на 1934 год».
Р-693. Оп. 1. Д. 277. Л. 14



Постановление объединенного заседания Бюро Горпаркома и Президиума Горсовета от 17.04.1934 «Об окончании отдельных объектов коммунально-жилищного и культ-бытового строительства к 1-му Мая».
Р-693. Оп. 1. Д. 317. Л. 68



Выдержка из протокола № 23 заседания президиума Луганского городского совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов Донецкой области от 23.09.1934 «Про терміни закінчення робіт по комунальному будівництву»
Р-693. Оп. 1. Д. 317. Л. 105



Телеграмма Луганского городского Совета от 05.11.1934 о выполнении Октябрьской программы по коммунально-жилищному строительству
Р-693. Оп. 1. Д. 317. Л. 143



«Луганщина в цифрах» к отчету Горсовета за период 1931-1934 годы
Р-693. Оп. 1. Д. 317. Л.л. 128, 133



К 1935 году было добавлено еще два участка маршрута трамвая:

завод «ОР» – городок завода «ОР»,

завод «ОР» – поселок Малая Вергунка.

Через полгода были введены в эксплуатацию ещё две линии и началось строительство трамвайного депо. За период 1931-1935 гг. было построено 23,4 км путей и 25 вагонов.



Выдержка из протокола № 2 заседания президиума Луганского городского Совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов Донецкой области от 05.01.1935 «Титульний список першочергового будівництва».
Р-693. Оп. 1. Д. 323. Л. 1



Выдержка из протокола № 3 заседания Президиума Луганского городского совета от 02.02.1935 «Проект будівництва трамваю, який об'єднає вокзал з 2-ою прохідною заводу «ЖР».
Р-693. Оп. 1. Д. 355. Л.л. 25, 28, 57



Выдержка из протокола № 6 заседания президиума Луганского горсовета от 28.02.1935 «Тарифы на коммунуслуги в 1935 году».
Р-693. Оп. 1. Д. 355. Л.л. 68, 71, 81



Выдержка из протокола № 9 заседания Президиума Луганского горсовета от 02.04.1935 «Хід робіт по укладанню трамвайного шляху у Камброді».
Р-693. Оп. 1. Д. 355. Л.л. 107, 113 об., 124 об.



Выдержка из протокола № 11 заседания Президиума Луганского горсовета от 04.05.1935 «Про зачинення проїзду по вул. Кірова»
Р-693. Оп. 1. Д. 355. Л.л. 141, 147 об., 150 об.



Акт предварительной приемки построенной трамвайной линии 2-й очереди от Вокзала до площади им. Ленина в Кировском районе через улицы 1-го Мая, Заречную и ул. им. Артема в г. Луганске.
Р-693. Оп. 1, д.403, л.л.46-50



Акт Комиссии об осмотре электрической части вновь построенного трамвая в Кировском районе от 14.06.1935
Основание: Р-693, оп.1, д.403, л.л.51-54

ДАЛЕЕ